На нашем сайте выложено уже немало статей о разных аспектах современного управление процессами и проектами (а будет еще больше).
Но возникают вопросики.
Коллеги, к чему это все? Что именно стоит за всеми этими красивыми словами и сложными названиями?
И сразу же за этим возникает другой вопрос - это же не сакральные знания, на рынке немало компаний, который оперируют теми же понятиями и предлагают что-то похожее. Иногда дороже, иногда дешевле, но в целом подходы и методики схожи, ди сама информация бесплатна, можно и самому попробовать.
Почему вы (мы, то есть)?
Я попробовал составить небольшую таблицу, которая может помочь ответить Вам на вопрос в какой ситуации и чем мы можем Вам помочь:
| Этап развития компании | Задачи и вызовы | Чем можем помочь мы? |
Компания недавно основана, управляется в ручном режиме. Рост поддерживается энергией основателей. | Подготовить компанию к росту и заложить основы для ее развития. | Консультации по вопросам создания организационной структуры и определения общих контуров деятельности компании. Со стартапами мы работаем бесплатно, но только удаленно. |
Компания уже работает, нашла свою нишу и взрослеет. Определяются первые функциональные органы, процессы делятся на основные и вспомогательные, часть из них становится рутинными. Рост все еще поддерживается энергией основателя, но вклад в него самой компании как структуры становится все весомее. | Оформление организационной структуры, создание документации и процессов, которые освобождают основателя от рутинных обязанностей и позволяют концентрироваться на движении вперед. Компания еще не испытывает давления рынка, но уже сталкивается с необходимостью отделиться от личности и усилий основателя чтобы начать расти самой. |
|
Компания структурно оформлена, процессы приобретают устойчивость, но все еще остается большая серая операционная зона с предыдущего этапа, где решения принимаются основателями или отдаются на откуп исполнителям. Компания начинает активно влезать на территорию конкурентов, что требует хорошо отлаженных процессов, которые напрямую влияют на функционирование компании. Рост замедляется, но все еще экстенсивный, за счет слабых мест конкурентов. | Необходима формализация основных процессов в компании, повышение внутренней эффективности и прозрачности, а также устранение неопределенности в распределении ответственности и отклонений от заданных параметров процессов.
|
|
Компания структурно оформлена, процессы устойчивы, большая их часть документирована и регламентирована. Рост происходит на остром конкурентном рынке и стабилизируется на уровне натурального в среднем по экономике. В этих условиях выигрывают те, кто может делать больше чем конкуренты при тех же накладных расходах. | Необходима дальнейшая работа над внутренней эффективностью3. |
|
1 Рутинизация может восприниматься как что-то негативное, но я использую этот термин как приведение процесса в состояние, при котором он хорошо документирован с точки зрения как рабочего процесса, так и со стороны обучения и его поддержание не требует специально обученных людей или внимания со стороны руководства. В этом состоянии, при соблюдении процессов обучения и поддержки, он может выполняться любым человеком, соответствующим заданным требованиям к ео компетенциям, т.е. не зависит от человеческого или ресурсного фактора.
Сюда входит:
- Документирование процесса: технологическая карта, письменная процедура, требования к оборудованию и исполнителям;
- Контрольные механизмы: стандартные отчеты, система показателей для каждого этапа, система проверки показателей, система контроля исполнения процесса.
- Преемственность: документация для обучения новых сотрудников и настройки оборудования, взаимосвязи с другими процессами компании.
2 Вы спросите, почему мы не может адаптировать процессы с самого начала? Потому что любой процесс рано или поздно достигает предела сложности или эффективности. То, что будет работать на условных 1000 заказов в неделю - не справится с 1000 заказов в день, а заложить эту эффективность на ранних этапах может стоить неоправданно дорого. Примеры: перевод логистики с внутренней на внешнюю с использованием специализированных 3PL-операторов, аутсорс услуг колл-центра, найма сотрудников и прочая.
3 Я сторонник мнения, что как фактор выживаемости компании - конкуренция не значит ничего. Компании губят внутренняя неэффективность и нерасторопность, конкурент просто делает туже самую работу эффективнее и успевает больше при схожих затратах. Рынок всегда больше чем сумма возможностей конкурентов.
4 И опять же вы спросите, а почему нельзя сделать единую систему управления с самого начала? Потому что ее поддержание так же требует определенных ресурсов и на ранних этапах она не имеет никакого смысла. Когда мы разрабатываем процессы, то мы всегда оставляем некие заглушки, использование который, позволяет быстро и легко связать управление всеми процессами в единую структуру.